Главная Библиотека Форум Гостевая книга

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

Исследование и промысел в Южном океане. — Русские в Южном океане. — Беллинсгаузен и Лазарев о промысле китов в Антарктике. — Открыватели новых земель. — Географическое размещение современного китобойного промысла. — Международная конвенция по регулированию промысла китов. — Современный промысел в морях Антарктики.

Еще в отдаленные времена Магеллан и его спутники и последователи рассказывали о большом количестве морских чудовищ, населяющих моря вокруг Южного полюса. Теперь лишь стало известно, что китобойные и тюленебойные экспедиции успели побывать на многих островах Южного океана задолго до открытия их научными экспедициями. Что именно, какие экспедиции и на каких судах открыли, установить трудно, так как промышленники держали в глубокой тайне районы своей добычи, опасаясь конкуренции. Огромные стада ластоногих были уничтожены почти на всех землях Южного океана задолго до официального их открытия наукой.
Известную роль в задержке исследований в Южном океане сыграло заявление капитана Кука о том, что никому не удастся проникнуть на юг дальше, чем он, да и ничего хорошего там найти нельзя. Кук заранее обрекал на неудачу всякую попытку продвинуться к югу дальше его. Авторитет капитана Кука был велик, и прошло несколько десятилетий, прежде чем в Южный океан была направлена первая русская экспедиция под начальством Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.
Русская экспедиция достигла Антарктиды, преодолев большие трудности. Как известно, в экспедицию были снаряжены два парусных военных шлюпа — «Восток» под командой Ф. Ф. Беллинсгаузена и «Мирный» под командой М. П. Лазарева. В первый раз русская экспедиция подошла к Антарктическому материку у широты 69°23' (по записям Лазарева) или 69°21'28" (по записям Беллинсгаузена) 16 января 1820 года и именно к той части континента, которая в наше время называется «Землей кронпринцессы Марты». И до настоящего времени никто еще не побывал на этой земле и она не положена на карту. Это был крайний южный пункт, достигнутый русской экспедицией. 9 февраля 1820 года русская экспедиция второй раз подошла к материку Антарктиды несколько западнее «Земли принцессы Ранхильды». Русская экспедиция открыла и дала имена нескольким островам, в том числе землям, находящимся у самого материка Антарктиды, — остров Петра Великого, Земля Александра I. Должно заметить, что ни один участник русской экспедиции не упоминает о посещении этих мест какими бы то ни было иностранными кораблями, будь то китобойные или зверобойные.
Напомню, что знаменитый английский мореплаватель Д. К. Росс чрезвычайно высоко ценил заслуги русских в открытии Антарктиды и писал: «Открытие наиболее южного из известных материков было доблестно завоевано бесстрашным Беллинсгаузеном и это завоевание более двадцати лет оставалось за русскими».
Ф. Ф. Беллинсгаузен был первым, кто обратил внимание на большое количество китов в высоких широтах Южного океана, вблизи Антарктиды. Он отметил, что «чем более мы шли в большие широты к сплошным льдам, тем более встречали китов, так что умножающееся появление оных предвещало нам близость льдов».
Внимательный наблюдатель, он постоянно отмечает встречи с разными животными и в его дневнике много записей о встрече с китами, причем он очень часто упоминает о «множестве китов», встреченных во время подхода к берегам Антарктиды. Так, 15 декабря 1819 года он пишет: «Множество китов пускали фонтаны»... 19 декабря — «Киты в разных местах пускали фонтаны»... и так день за днем.
Через несколько лет, после открытия русской экспедицией берегов Антарктиды и больших скоплений китов у этих берегов, предприимчивые китобои направились также на дальний юг и сделали ряд открытий, которые следует упомянуть.
Китобой капитан Уэддел во время южного полярного лета 1823/24 года встретил необычайно свободное от льдов море и 20 февраля, на долготе 34°17', достиг южной широты в 74°15'. Именем его названо море, проникающее к югу от Южной Георгии в сердце полярной области. Капитан Биско открыл в 1831 г. Землю Эндерби, в следующем году — острова Аделаиду и Биско. Капитан Кемп открыл в 1834 году Землю Кемпа, а Баллени нашел названные в его честь острова. Ранее их, в 1806 году китобоем Бристовым, капитаном судна «Океан», была открыта группа Оклендских островов.
Открытия китобоев вновь вызвали интерес к исследованиям в Антарктике. За короткое время были организованы три научные экспедиции: французская, под начальством Дюмон-Дюрвилля (1838 — 1840 гг.), открывшая Землю Адели, но ни разу не пристававшая к берегу; американская (США), под командованием Уилкса (1840 г.), весьма путаный отчет которой говорит об открытиях, часть которых впоследствии была опровергнута Дугласом Маусоном как воображаемые открытия, и, наконец, третья — и важнейшая из них, возглавляемая англичанином Джемсом Кларком Россом (1840 — 1843 гг.) на судах «Эребус» и «Террор».
Главной целью экспедиции Росса было продвинуть науку о магнетизме путем проведения обширной серии наблюдений в высоких южных широтах. В январе 1841 года Росс начал пробиваться сквозь паковый лед и 9 января вышел на чистую воду; 11-го он подошел близко к земле по 170° восточной долготы, проследовал от мыса Эдар в южном направлении, пока 28 января не открыл две высокие горы, названные им Эребус и Террор. 2 февраля он достиг самой высокой южной широты — 78°4', но не мог продвинуться дальше через ледяной барьер, преграждавший проход в море, сейчас носящее его имя (Росса). Дважды еще пытался пройти через ледяной барьер отважный исследователь, но безуспешно.
Росс пишет в своем дневнике, что область китов, обнаруженная им так же как и капитаном Беллинсгаузеном, во время плавания в Южном океане у Антарктиды, «весьма достойна внимания промышленников». По его утверждению, «какое угодно количество судов, происходящих в эти воды, может наполнить свои трюмы в самый короткий срок». 25 ноября 1840 года он отмечает наличие большого количества китов и кашалотов у Лори Харбор на Оклендских островах. 28 января 1841 года на 69°57' южной широты и 16°5' восточной долготы корабли Росса проходили вдоль ледяной кромки и видели большое количество китов, выплывавших из-под длинных полей пакового льда и пускавших фонтаны, после чего они снова, уходили под лед.
31 декабря 1842 года Росс снова отмечает в своем дневнике, что на 64° южной широты и 55°28' восточной долготы было встречено огромное количество крупнейших черных китов, которые лежали на поверхности воды, причем их большие размеры изумляли моряков. Вода здесь имела грязно-бурый оттенок.
Китоловы и зверобои продолжали промысел в Антарктике. Они промышляли не только для рынков Европы и Америки, но также для рынков Востока и Дальнего Востока. Шкуры котиков пользовались большим спросом в Китае. Без учета этого трудно понять, почему промышленники искали новые охотничьи территории на юг от Индийского и Тихого океанов, в то время как области, лежащие на юг от Атлантического океана, были далеки еще от истощения.
Промышленники времен парусного флота располагала крепкими судами в 300 — 400 тонн, внешне неуклюжими, но достаточно крепко построенными из дуба, чтобы выдержать удары и сжатия льдов. Охота велась лишь на гладких китов и иногда на горбачей при помощи ручного гарпуна и ружей и, конечно, в те времена она, как и везде, в Антарктике была очень опасна. Охота на котиков и морских слонов производилась по берегам немногочисленных островов и архипелагов, которые промышленники хорошо знали. Велась она так же, как и теперь: промышленники высаживались на берег и дубинками, реже винтовками, производили массовое избиение животных на лежбищах.
В те времена промышленники временно заселяли все земли Южного океана, за исключением материка Антарктиды и прилежащих к ней земель, покрытых вечными льдами. Нет ни одного острова, как бы удален он ни, был, где не находились бы следы поселений — развалины хижин, обломки домашней утвари и тому подобные остатки береговых стоянок. Деятельность промышленников в антарктических водах продолжалась примерно по 1870 год. После этого в главных морских странах она пошла на убыль. Последнее судно из Франции, например, было снаряжено на китобойный промысел в Южном океане в 1866 году. Объясняется это тем, что к этому времени на севере были усовершенствованы способы китобойного промысла, была изобретена гарпунная пушка, при помощи которой стали охотиться за китами-полосатиками, добыча которых на севере вполне обеспечивала спрос рынка на жиры.
Но некоторые китобои продолжали свою охоту на дальнем юге; например, в январе 1874 года китобойное судно, под командованием капитана Далльмана Э., достигло Земли Грэема (Грейама). В 1892 году из Данди (Шотландия) на китобойный промысел в Южный океан вышло четыре парохода. На судне «Балена» находился известный полярный исследователь В. Брюс. Суда достигли острова Жуанвиль и нашли там норвежца китобоя Ларсена, открывшего в 1893 году Землю Оскара 2-го. Другое китобойное судно достигло точки у б9°10' южной широты и 76°12' западной долготы, и оттуда капитан Эвенсен видел Землю Александра I. В 1894 году одно китобойное судно отвезло исследователя Карстенса Э. Борхгревинка на мыс Эдар и высадило его там. Это был первый человек, высадившийся на континенте Антарктиды.
Китобойные экспедиции на этих пароходах возвестили собой новую фазу промысла и открытий в Антарктике, и за ними вскоре последовали научные экспедиции. Собственно этим и кончились исследования и промысел в Южном океане в XIX столетии. К этому же времени относится и конец эпохи парусного зверобойного и китобойного флота и переход на новые методы промысла.
XX век ознаменовался вновь вспыхнувшим интересом к исследованиям в Антарктике. Было организовано несколько экспедиций, которые открыли ряд новых земель и произвели переворот в географии Антарктического материка. Результаты экспедиций быстро стали широко известны и, конечно, прежде всего внимательно следившим за исследованиями в Южном океане промышленникам. Научные экспедиции вновь и вновь подтверждали заключение русской антарктической экспедиции об обилии китов вблизи Антарктиды.
Начался новый период оживления южных морских промыслов, в первую очередь китобойного. Возросла потребность в жирах и мехах, а промысловые районы в северном полушарии, чрезмерно эксплуатируемые, явно истощились. Норвежцы, под влиянием оскудения промысловых запасов китов на севере и в результате ряда законов, принятых норвежским стортингом, ограничивавших китовый промысел у берегов Норвегии, должны были искать новые, удаленные от родных берегов, районы промысла. Китобои и зверобои Англии, Канады и США последовали за норвежцами. К этому времени все они были снабжены совершенно новыми промысловыми судами и орудиями. Появились пароходы-фабрики, позволявшие следовать за кочующими стадами китов, не ожидая у берегов их подходов, была изобретена китобойная гарпунно-гранатная пушка. Производство жира и прочих продуктов стало значительно выгоднее. К этому же времени земли южного полушария быстро заселились. Появились новые порты и удобные базы снабжения как в Южной Америке, так и в Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии. Наконец, благодаря новейшим пароходам большого тоннажа с дополнительным креплением против льда, которые несли в своих трюмах и на палубах новейшее технологическое оборудование для обработки китового сырья, значительно расширилось охватываемое промыслом пространство. То, что для времен парусного флота являлось недостижимым или же достигалось путем неимоверного героизма (пример, русская экспедиция Беллинсгаузена — Лазарева), стало вполне доступным большинству участников промысла в Южном океане.
Так начался в Южном океане новый период китобойного и зверобойного промысла, причем промысла хищнического, рассчитанного на быстрое обогащение. Гладкие киты и большая часть ластоногих были истреблены во времена парусного флота, но громадные стада китов-полосатиков были еще не затронуты. При разумной эксплуатации китобойных полей Антарктики, запасов китов может хватить и для наших отдаленнейших потомков, но хищники-капиталисты думают только о сегодняшнем дне и стремятся с минимальными затратами получить максимальные выгоды. Прошло несколько десятков лет, прежде чем были введены правила, обязывающие обрабатывать тушу кита, снимая не только сало, но и добывая жир из костей. А первые два-три десятка лет с кита снимали только окутывающий тушу слой сала, а все остальное выбрасывали.
Были организованы и береговые китобойные станции на островах Кергелен, Десепшен и на Южной Георгии. В бухте Гритвикен (Южная Георгия) многие китобойные компании организовали свои склады. Здесь в настоящее время живет свыше двух тысяч человек. Появились люди и на Антарктиде. В 1908 году профессора Т. Дейдвид и Д. Маусон достигли Южного магнитного полюса у 72°25' южной широты и 155°16' восточной долготы; Р. Амундсен и Р. Скотт в 1911 и в 1912 годах открыли Южный полюс и совершенно точно установили, что он находится на суше.
Как только проблема полюса была решена, исследователи переключились на более детальное изучение Антарктиды и окружающих ее морей. В эти исследования включились и китобои.
В последние десятилетия при исследованиях Антарктики стала широко применяться авиация, в том числе и при поисках китовых стад.
С сезона 1946/47 года в моря Антарктики ежегодно ходит советская китобойная флотилия «Слава». На борту «Славы» ежегодно работает большая группа научных работников, продолжающих дело наших великих предков Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева по изучению этого отдаленного участка Мирового океана, подтверждая этим наши права первооткрывателей.
А теперь перейдем к рассмотрению современного китобойного промысла в водах Антарктики.
Первые китобойные экспедиции, отправившиеся в Антарктику, потерпели крупную неудачу. Ни суда, ни люди не были подготовлены для работы в особо суровых условиях Антарктики. Один из участников первых китобойных экспедиций, капитан Ларсен, норвежец по национальности, изучив обстановку и убедившись в том, что полосатики Антарктики являются очень выгодным объектом для охоты как вследствие своей многочисленности, так и благодаря своей величине, положил начало промыслу синих китов, финвалов и горбачей, организовав в 1904 году первую береговую базу на Южной Георгии. В 1905 году норвежский китобой Христиансен снарядил первую плавучую экспедицию в составе базы-матки парохода «Адмирален» с двумя китобойцами. Они очень удачно охотились и вернулись с большими прибылями.

Добыча китов в разных секторах Антарктики в 1937 — 1952 гг.

Их примеру последовали другие предприниматели и к 1910 году в водах Антарктики работало 6 береговых станций и 14 пловучих баз, обслуживаемых 48 китобойцами, которые за сезон добыли свыше 10 тысяч китов. В первые годы освоения промысла пловучие заводы, как правило, стояли на якорях в бухтах и защищенных заливах островов, и только в сезон 1923/24 года начался современный пелагический промысел, то есть когда базы и китобойные суда стали работать вдали от берегов.

Добыча китов в разных секторах Антарктики в 1951/52 г.

Стимулом к переходу на новые методы промысла послужило то обстоятельство, что китов вблизи островов стало значительно меньше, а страны, которым принадлежали эти острова, начали вводить правила, регулирующие охоту. К этому нужно добавить и большую пошлину, которую фискальные органы островов начали собирать с каждой тонны жира. Но на моря за пределами 3-мильной зоны ничья юрисдикция не распространяется, а поэтому китобойные экспедиции перешли на чисто пелагический промысел, чему способствовало и то обстоятельство, что антарктические «поля», на которых откармливалось в летний период подавляющее большинство китов, находились на большом расстоянии от земли. Как известно, «китовые поля» на севере находятся вблизи островов и континентов, на континентальной ступени. Первое время, пока китов разделывали за бортом на воде, флотилии стремились в лед, где нет больших волн, но с течением времени, когда изобретенные еще в начале текущего столетия слипы для подъема китов на палубу стали все больше внедряться (примерно с 1924 г.), промысел перестал зависеть от льдов. Флотилии получили большую свободу маневра и могли следовать за стадами китов в любом направлении. К этому времени предназначенные для китобойного промысла суда, так же как и способы обработки получаемого сырья, значительно усовершенствовались.
Немалую роль в задержке развития китового промысла в Антарктике сыграло и отсутствие квалифицированной» рабочей силы. Многие операции в китобойном промысле требуют большой сноровки, значительной физической силы, большой моральной выдержки, навыка к особенностям морского уклада жизни, большой выносливости и уменья применяться к особо суровому климату Антарктики. Учиться работе во время промысла невыгодно, так как это сопряжено с большими потерями; нужно уже с самого начала приступать к работе вполне подготовленными. Особенно верно это замечание в отношении ведущих профессий — команд китобойцев и раздельщиков.
Для ясности упомяну, что на 60° к югу от экватора климатические условия значительно хуже, чем на 70° к северу от него.
Ввиду того, что работа на китобойных флотилиях в Антарктике сопряжена с большими трудностями, оплата труда китобоев очень высока и в несколько раз превышает оплату сходных специальностей в других широтах. В морях Антарктики расположены самые богатые и самые большие в мире районы добычи китов. Только огромными пространствами южных районов лова и обилием китов можно объяснить ту колоссальную добычу, которую имеют китобойные экспедиции. За последние 48 лет промысла в этих водах было добыто 775 652 кита, в том числе синих китов 311 209, финвалов 354 718, горбачей 58 695, сейвалов 10311, кашалотов 31 391 и других видов 9 328; из этих китов за это же время (с 1904 по 1952г.) было получено 9 118 782 тонны жировой продукции. В некоторые годы добывали свыше 40 тысяч китов. Так, в сезон 1930/31 года был добыт 40 201 кит, от которых была получена 601 391 тонна только жировой продукции, не считая муки и тука; в сезон 1937/38 года добыли 46 039 китов и 556 722 тонны жира. Меньшее количество жира, полученное в сезон 1937/38 года, объясняется меньшим количеством добытых синих китов, самых жироносных в Антарктике.

Китобойные зоны, установленные международным соглашением, и операции мирового китобойного промысла в 1952/53 г.
Западное полушарие.

Китобойные зоны, установленные международным соглашением, и операции мирового китобойного промысла в 1952/53 г.
Восточное полушарие.

Обилием китов в Антарктике объясняется и быстрое восстановление китобойного флота, почти полностью погибшего или выведенного из строя во время второй мировой войны. Если перед войной в распоряжении китобойных экспедиций для операций в Антарктике были 41 пловучая база-фабрика и более 280 китобойцев, то после войны, в сезон 1945/46 года, в Антарктику могли пойти только 9 пловучих баз, а количество китобойцев, в том числе и обслуживающих береговые станции, сократилось до 93. Но уже в 1951 году в Антарктике работало 19 китобойных пловучих баз с 241 китобойцем и 3 береговые станции с 21 китобойцем. Нужно помнить, что большая часть жира антарктических китов идет на пищевые цели, а это еще более увеличивает его ценность. В настоящее время добыча китов и получаемая от них продукция оказывают значительное влияние на мировой жировой рынок, тем более, что продукция вырабатывается в массовом количестве и большей частью находится на пловучих базах, способных переработать и перевезти продукцию в любой порт мира в громадном количестве и в самые короткие сроки. Если учесть дешевизну жира и прочей продукции, получаемой от китов, а также и то, что большая часть продукции получается в очень ограниченное время — менее трех месяцев, то значение антарктического китового промысла еще более возрастет.
Для удобства изучения в промысловом отношении морей Антарктики воды Южного океана разделены на пять секторов или районов. Это разделение подсказано не только географическим местоположением этих районов, но и намечающимися хозяйственно и биологически обособленными стадами китов, тяготеющими к тому или иному району при миграциях из тропиков. Эти сектора носят имена первооткрывателей и имеют нумерацию: I сектор, в который входит море Беллинсгаузена (Тихоокеанский сектор), мы называем Русским сектором, так как до сих пор он не имел наименования, а открыт был русской экспедицией; II сектор — Уэдделла (Ведделла), III — Бувэ, IV — Кергелен и V — Росса.
В первые годы развития пелагического промысла флотилии чаще посещали сектор II — район моря Уэдделла, расположенный от 0 до 70° западной долготы. Обычно охоту начинали в районе между островом Бувэ и Сандвичевыми островами, сообразуясь с условиями погоды н наличием китов. В самом море Уэдделла китов очень мало.
Район Бувэ (район III, от 0 до 70° восточной долготы) посещается большим количеством флотилий, причем они располагаются к востоку от острова Бувэ и передвигаются дальше на восток, приближаясь к материку в районе земли Эндерби.

Промысловые поля в Антарктике.
Заштрихованные части показывают места промысла китобойных флотилий.

Район Кергелен (район IV, от 70 до 130° восточной долготы) стал усиленно посещаться лишь в последние предвоенные годы. Охоту начинали к востоку от острова Кергелен, в середине сезона переходили к большим широтам, следуя к югу от границы льда ближе к материку в районах от 90 до 110° восточной долготы. К концу сезона флотилии часто переходили в район Бувэ в поисках кочующих групп китов.
Район Росса (район V, от 130° восточной долготы до 160° западной долготы) из-за своего отдаленного местоположения и тяжелых ледовых условий посещался не каждый год и только наиболее приспособленными к тяжелым ледовым условиям флотилиями. Море Росса, глубоко вдавшееся в материк, в летнее время не покрыто льдом, но отделяется от океана поясом ледяного движущегося пака шириной в 300 — 600 миль. Впервые для промысла в море Росса прошел через паковый лед капитан Ларсен на пловучей базе «Сэр Джемс Кларк Росс», и с этого времени в Антарктике не осталось места, где бы не побывали китобои. Чтобы пересечь пояс льда, экспедиции затрачивали от 6 до 20 дней, причем наиболее благоприятное время для этой операции от 20 ноября до 20 декабря. В этом районе охотятся преимущественно между 160 и 180° восточной долготы и возвращаются с очень хорошими результатами. В этом же районе отмечаются большие скопления китов у островов Баллени.
Район Беллинсгаузена или Русский (район I, от 160 до 70° западной долготы) не посещается китобоями, так как он объявлен запретным для промысла. Нужно заметить, что попытка китобоев вести в этом секторе охоту окончилась неудачей, а поэтому предложение объявить его запретным для охоты, которое было сделано при заключении Международной конвенции о промысле китов в 1937/38 году, не встретило возражений. Есть сведения, что в этом районе встречаются большие стада китов, но охота на них очень затруднена тяжелыми льдами и условиями суровой погоды.
Главным объектом современного пелагического китобойного промысла являются два самых крупных вида китов-полосатиков: синий или голубой кит (блювал) и сельдяной кит или финвал. До сезона 1937/38 года в промысле преобладали синие киты, добыча которых достигла наивысшего предела в сезон 1930/31 года, когда было добыто 29 410 синих китов. С 1937/38 года первое место в промысле заняли финвалы.
Если в начальный период организации антарктического промысла средний синий кит приносил 15 — 16 тонн жировой продукции, то в результате усовершенствования процесса обработки и законодательств, обязывающих возможно полнее использовать тушу кита, средний выход жира с одного синего кита поднялся почти до 20 тонн и это при значительном падении среднего размера китов. Количество жировой продукции, получаемой от одного среднего синего кита, в мировой практике считается единицей китовой продукции. Принято считать, что, по получаемой продукции, 1 синий кит = 2 финвалам = 2 кашалотам = 2,5 горбачам = 6 сейвалам.
Наибольшим количеством китобойных судов и до войны и в настоящее время обладают Норвегия и Великобритания, в экономике которых китовый жир, главным образом сбыт его, играет важную роль. В настоящее время китовый жир идет почти исключительно на пищевые цели и его значение видно хотя бы ив того, что он значится, например, в Англии в числе основного стратегического сырья, — на третьем месте после хлеба и нефти.
С 1947 года в Антарктике работает советская китобойная флотилия «Слава» в составе базы-парохода «Слава» и 15 китобойцев. У нас имеется хороший опыт в промысле китов на Дальнем Востоке, а теперь и в Антарктике. Наши китобои не уступают в выносливости и сноровке лучшим норвежским морякам.
Современное развитие капиталистического китобойного промысла и связанное с ним хищническое истребление отдельных видов китов и исчезновение когда-то больших стад на севере Атлантики тревожат не только научную мысль, но даже правительства некоторых, особенно заинтересованных в продолжении китобойного промысла, стран (Норвегия).
Вопрос — хватит ли природных запасов этих ценнейших животных для продолжения промысла такого размаха, уже не вызывает сомнений, и на него вынуждены ответить отрицательно не только ученые, но даже руководители капиталистических компаний. Все исследователи указывают на непрерывное падение средней длины всех без исключения промысловых видов китов. Даже невольный запуск в годы войны, когда промысел почти не производился, мало помог.
А при надлежащем хозяйствовании, правда, невозможном при капитализме, стада китов могут давать человечеству в течение неопределенно долгих лет огромные ценности в виде жиров, мяса и витаминов. Эту ясную и понятную для нас истину начали постигать и наиболее дальновидные деятели науки капиталистического мира, и в последнее время организован «Международный комитет по регулированию китобойного промысла», в состав которого вошли известные ученые — Р. Келлог, Н. Макинтош, Э. Слийпер и др. С 1946 года в работах этого комитета принимают участие представители СССР.
Начали вырабатывать законы и правила, регулирующие промысел китов в Мировом океане. Основные правила, которым сейчас подчиняются все страны, принимающие участие в промысле китов, заключаются в нижеследующем: воспрещается добыча настоящих гладких китов повсеместно, причем гладкими считаются гренландский или полярный кит, японский или северо-западный кит, бискайский или атлантический кит и южный настоящий кит. Воспрещается добыча серых китов также повсеместно. Здесь есть небольшое изъятие: промысел серых китов, причем исключительно взрослых, разрешается только для пищевых нужд местного населения. Воспрещается добыча кормящих маток, сопровождаемых сосунками, сосунков-телят и молодых китов. Точно определен размер разрешенных к убою китов. Например, нельзя убивать синих китов, которые не достигли 21,3 метра длины, финвалов — меньше 16,8 метра и т. д.
Воспрещается добыча усатых китов в местах их размножения, то есть в субтропических и тропических водах, южнее 35° северной широты и севернее 40° южной широты повсеместно, для всех пловучих китобойных флотилий, но промысел с береговых станций разрешается.
Все добытые киты должны быть использованы с максимальной полнотой. Добыча китов не должна превышать того количества, которое может быть доставлено и обработано в течение 33 часов с момента убоя. За убой некондиционных китов (по размеру или самок с детенышами и детенышей) оплата гарпунерам не производится, а кроме того, за убой гладких и серых китов, а также кормящих маток и сосунков, по советским законам гарпунер привлекается к ответственности.
Ограничен промысловый сезон для береговых баз. Промысловый сезон для флотилий, оперирующих в морях Антарктики, устанавливается почти ежегодно особыми международными соглашениями и длится он не свыше четырех месяцев, обычно значительно меньше. Установлена квота выбоя китов для Антарктики в 16 тысяч условных единиц синего кита, и как только добыча приближается к этой цифре, промысел прекращается одновременно всеми флотилиями. В Антарктике выделена зона постоянного запрета промысла китов: о ней мы уже говорили.
По окончании промысла, не позднее пятого дня по приходе в порт, каждая китобойная флотилия обязана представить подробный отчет по установленной форме о числе добытых китов, их видах, количестве добытой продукции и информацию о всем ходе промысла. Все добываемые киты обязательно должны быть измерены по стандартной форме, с указанием вида и пола и т. д.
Однако в капиталистических условиях невозможно осуществить законы, ущемляющие аппетиты владельцев акций — монополистов. Вот пример: ежегодно устанавливается количество горбатых китов, которое можно добыть в водах Антарктики (это количество для последних лет определено в 1 250 голов). Но разрешается втрое больше добывать этих же горбатых китов в местах их размножения! Даже не втрое, а сколько добудут, так как там охотятся китобойцы с береговых станций, промысел которых не ограничен...
Все правила и законы действительны только в период, когда предложение китовых продуктов превышает спрос. Стоит лишь воротилам капиталистического рынка повысить спрос, как все правила немедленно нарушаются и заявляется, что опасения биологов неосновательны и даже смешны. Так было и так есть в мире капитализма, где высшим законом являются наибольшие барыши.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прошло 20 лет со времени первого плавания первой советской китобойной флотилии «Алеут». Сейчас в наших дальневосточных морях работают 6 береговых китобойных станций и попрежнему продолжает промысел китобойная флотилия «Алеут». В суровые моря Антарктики ежегодно ходит китобойная флотилия «Слава». С 1947 года флаг нашей Родины развевается на путях, разведанных нашими великими предками Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, подтверждая наши права первооткрывателей на отдаленнейший район земного шара.
Курильская гряда и Южный Сахалин вырваны из рук японских империалистов, и сюда вернулись настоящие хозяева — потомки русских землепроходцев, отважные и одаренные советские люди. Южный Сахалин и Курильские острова стали служить средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от агрессии на Дальнем Востоке. Новая жизнь закипела здесь и в ней активное участие принимают советские китобои. Весело приветствуют гудки китобойной флотилии «Алеут» советские поселения на Курильских островах и им вторят ответные гудки Курильской китобойной флотилии и гудки китобойных островных комбинатов. Сейчас мы проходим своими проливами из своего Охотского моря в Тихий океан на промысел, и промысел наш стал богаче и обильнее. Увеличилось число судов в китобойной флотилии «Алеут»: сейчас здесь пять китобойцев. Двенадцать китобойцев в Курильской китобойной флотилии. Добыча «Алеута» сейчас подходит к тысяче китов в сезон, свыше двух тысяч китов добывает Курильская китобойная флотилия.
Постепенно восстанавливаются на карте Курильских островов старые русские названия, данные первыми русскими исследователями этих мест — Иваном Козыревским, Иваном Евреиновым, Федором Лужиным, Василием Шестаковым, Степаном Крашенинниковым и другими известными и безвестными землепроходцами и исследователями.
Мы стали опытными и знающими китобоями. Если 20 лет тому назад мы с радостью возвращались с промысла, добыв 204 кита, то через десять лет, в грозные дни Отечественной войны, в 1942 году, мы добыли 533 кита, а в 1952 году только флотилия «Алеут» добыла 1 006 китов, а это значит около 6 тысяч тонн жира. Наша Курильская китобойная флотилия начала свой промысел в 1948 году, добыв 461 кита, а в 1952 году она добыла 2105 китов, от которых получено 8576 тонн жировой продукции.
Антарктическая китобойная флотилия «Слава» в первый год своего промысла, в 1947 году, обслуживалась иностранными гарпунерами и добыла 386 китов — 5 832 тонны жира. А в сезон 1952/53 года, когда мы давно уже забыли и думать об иностранных гарпунерах, было добыто 2 726 китов — более 24 тысяч тонн жира, не считая кормовой муки, печени и т. п. На «Славе» работает большая группа научных работников Всесоюзного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии — ВНИРО. Большая группа научных работников института океанологии Академии наук СССР трудится на дальневосточных китобойных флотилиях. Советская китобойная промышленность вышла на четвертое место в мировом китобойном промысле, после Норвегии, Великобритании и Японии.
А как же люди? Где товарищи старых, начальных дней плаваний «Алеута»? Многих нет. Но немало их связало свою жизнь с китобойным промыслом. Вот письмо от Петра Андреевича Зарвы. Он капитан-наставник на китобойной флотилии «Слава» и может гордиться своими учениками. Недавно получил я весточку и от Афанасия Николаевича Пургина. Он лучший капитан-гарпунер наших флотилий и ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Сейчас он работает в далекой Антарктике. Там же трудится Саша Ташкенов, — жировар, кавалер многих орденов. Николай Поликарпович Боев тоже на «Славе». Он руководит всем производством базы как опытный инженер-технолог. Матрос Федя Прокопенко — теперь знаменитый гарпунер и Герой Социалистического Труда. Марк Степанович Редкин стал известным фотокорреспондентом, и его замечательные снимки появляются довольно часто в наших иллюстрированных журналах. Бывший кочегар Петя Елисеев ныне капитан дальнего плавания, впрочем как и многие другие товарищи по «Алеуту».
Время идет, мы не молодеем, но и не стареем. В стране нашей радостно работается, и хотя китобойные флотилии и небольшой «винтик» в общей нашей «машине», но мы очень чувствуем, что нужны, и горды тем, что идем в числе передовых. Это ко многому обязывает.
Ежегодно уходя на промысел в суровые, но щедрые моря, мы работаем и упорно учимся, чтобы не отстать за время долгих плаваний от темпов жизни нашей дорогой Родины. Мы внимательно следим за работой всех наших китобойных флотилий, и часто перекликаются по радио китобои Антарктики с китобоями Арктики, рассказывая о своей жизни и делах, успехах и неудачах.
Головы поседели, но глаза попрежнему блестят. И по-прежнему мы так любим море!
Нет сомнения в том, что недалеко то время, когда Советский Союз выйдет в Мировой океан большой армадой флотилий и тогда наши исследования охватят отдаленнейшие, часто давно забытые, уголки океана, и число участников дальних китобойных экспедиций значительно вырастет, увеличится и группа ученых, которая изучает китов.
На смену старым кадрам идет наша чудесная молодежь. Своим старым и будущим товарищам по дальним китобойным экспедициям я и посвящаю эту книгу.

Июль 1953 г. Москва.


ОГЛАВЛЕНИЕ

От редактора .................................................................................................................................................................. 3

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Разговор во Владивостоке. — В экспрессе «Владивосток — Москва». — Приезд в Ленинград. — Что такое «Алеут». — Долгие сборы. — Непредвиденная задержка. — Немного воспоминаний. — Старые знакомые. — Люди «Алеута». — Подготовка к дальнему плаванию. — Выход в море. — Балтика. — В Германии. — Шквалы — везде шквалы. — Прибытие китобойцев ......................................................................................................... 5

ГЛАВА ВТОРАЯ

Кильский канал. — Северное море. — Последняя бункеровка. — На буксире через океан. — Море, которое не имеет берегов. — Саргассы. — Проходим тропик Рака. — В Караибском море. — На Ямайке. — Живой конвейер. — Порт Ройяль и Кингстон. — Первый ураган. — «Экзотические» впечатления. — Потомки ямайских маронов ....................................................................................................................................................... 19

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Через Караибское море. — Видны Кордильеры. — Спящий кит. — Порт Колон и Сан-Кристобаль. — Немного истории. — Стоянка и знакомства. — В стране какао нет шоколада. — Кит в Панамском канале. — Америка для североамериканцев .............................................................................................................................................. 32

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Через Панамский канал. — Где же крокодилы? — Шлюзы. — Здравствуй, Тихий океан! — У острова Тобого. — Опять американцы. — Производственное совещание в океане. — «Алеут» готов к промыслу. — В Китовой бухте. — Коста-Рика. — Выходим в дальнейший путь. — Гигантские скаты. — Наконец-то акулы. — Поймали гигантскую черепаху .................................................................................................................................. 40

ГЛАВА ПЯТАЯ

Первый кит на палубе «Алеута». — Китовые паспорта. — Морские следопыты. — Учимся разделывать китов. — У островов Ривилля-Хихедо. — На острове Сокорро. — Удачная рыбная ловля. — Птичьи базары. — Черепашьи гнезда ................................................................................................................................................... 49

ГЛАВА ШЕСТАЯ

На китобойце. — Встреча с кашалотами. — Самое странное животное в мире. — Как охотятся за кашалотами в тропиках. — Гарпунная пушка в действии. — Как швартуют кашалота. — Летучие рыбки. — Акулы. — Уженье акул. — На китобойце «Трудфронт». — Появление сейвалов. — Охота за финвалами в тропиках. — Капитан Зарва. — На китобойце «Авангард». — Два кита на одном гарпуне. — Суеверия гарпунера Экведта. — Конец охоте ........................................................................................................................ 54

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Идем к Гавайским островам. — Океанская пустыня. — Опять киты. — Китовые бифштексы. — Страна вечной весны. — Гонолулу и Жемчужная гавань. — «Дикари» Пети Елисеева. — Гонолулу — центр китобойного промысла. — Страна ананасов и сахара. — Немного истории. — Штрихи тихоокеанской проблемы. — Вайкики. — На рынке Гонолулу. — В музее Барнис Пауахи Бишоп. — Легенда о короле Рона. — Капитан Кук на Гаваях. — Русские на Гаваях. — Прощание с Гавайскими островами. — Безработные с «райских островов» ................................................................................................................................................. 70

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

К острову Мидуэй. — По следам Лисянского. — Мидуэй и его обитатели. — Мы попадаем в крыло урагана. — Уход китобойцев. — К островам Бонин-Сима. — По следам фрегата «Паллада». — Неожиданная задержка. — Некоторые документы полезно фотографировать. — Гавайцы на Бонинских островах. — Идем в Иокогаму. — Смерч. — В Иокогаме. — Плавучий магазин. — Велосипедный трек на «Алеуте». — Снова в путь. — Японское Внутреннее море. — В Японском море. — Подходим к родным берегам. — Владивосток ............................................................................................................................................................... 93

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

На промысел. — Снова в море. — Татарский пролив. — Могила фрегата «Паллады». — Сахалин. — Пролив Лаперуза. — Курильская гряда. — По путям своих предков. — Немного недавней истории. — Тихий океан. — Первый кашалот. — Промысел начался! — Чем питаются кашалоты. — Взвешиваем кашалота. — Его продукция. — Переживания молодых китобоев ................................................................................................... 113

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

За финвалами. — На китобойце в Камчатском море. — Старый гарпунер. — Преследование финвалов. — Как ныряют и дышат финвалы. — Кит на спиннинге. — Кровавые фонтаны. — Привязанность у финвалов. — Кит убит. — Для чего накачивают убитых китов воздухом. — Кит «на флаге». — Связь между китобойцами. — Агония гиганта. — На буксире у кита. — Мы зовем на помощь. — Меченый кит. — Опасное положение. — Рассказы старых китобоев. — Легенда о предводителе китовых стад. — Разочарование старого гарпунера. — Где и когда охотятся за финвалами. — Миграции финвалов ................................................................................................................................................................. 126

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

За горбачами. — Длиннорукий кит. — Горбачи и сельдь. — Как охотятся горбатые киты за сельдью. — Умный кит. — Материнская привязанность у горбатых китов. — Мучения кита-матери. — Воспоминания старых гарпунеров. — Хитрости горбача-лакомки. — Как и еде ловят горбача сетями. — Паразиты у горбачей. — На буксире у двух китов. — Биология горбатых китов. — Где охотятся за горбатыми китами. — Горбачи-путешественники. — Итоги наших наблюдений за этими китами ............................................... 154

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

Охота за серыми китами. — Живые ископаемые. — Как охотятся за серыми китами. — Самый умный кит. — Рассказы старых гарпунеров. — Привязанность у серых китов. — Кит-убийца и серые киты. — Почему у серых китов скверный характер. — Чем они питаются. — Китовый детский сад. — Что мы видели в бухтах у мыса Рубикон. — Где можно встретить серых китов. — Об особенностях их поведения .................................................................................................................................................................. 181

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

Охота за гигантом океана — синим китом. — Почему синего кита так называют. — Удачный выстрел. — Как дышит синий кит. — Случаи при охоте за синими китами. — 26 часов на буксире у кита. — Как и чем питаются синие киты. — Географическое распространение синих китов — Биология этих китов. — Как узнают синих китов. — Сколько жира дает синий кит. — История их промысла в Арктике и в Антарктике ................................................................................................................................................................ 200

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

Охота за сайдяными китами — сейвалами. — Кит-молния. — Почему гарпунеры не любят охотиться за сейвалами. — Как ныряют и дышат сейвалы. — Бродяги океана. — Немного биологии. — Географическое распространение сейвалов ....................................................................................................................................... 217

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

За кашалотами. — Игра кашалотов. — Бобровое море. — Переживания капитана Зарвы. — Как ведет себя раненый кашалот. — Товарищество у кашалотов. — Живучий кит. — «Нападение» кашалота на китобоец. — Швартовка живого кашалота. — Как охотились за кашалотами в прошлом столетии. — Борьба кашалота с гигантским спрутом. — На какую глубину ныряют кашалоты. — Что такое амбра. — Географическое распространение кашалотов ...................................................................................................... 225

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ

Охота за мелкими китами. — Минке или малый полосатик. — Как узнают малых полосатиков. — Особенности охоты за ними в разных странах. — Почему их называют «киты заливов». — Косатка — кит-убийца. — Косатки и моржи. — Косатки и котики. — Что мы видели с самолета. — Охота за косаткой. — Тихоокеанский клюворыл и его особенности. — Как охотятся за клюворылом и почему его называют также бутылконосом. — Особенности поведения клюворыла. — Котик на палубе «Алеута» ................................... 249

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

Охота за гладкими или настоящими китами. — Почему их так называют. — Особенности в строении и поведении этих китов. — Охота за гладкими китами в разных местах Мирового океана. — Как и почему истребили гладких китов. — Полярный или гренландский кит и особенности охоты за ним: — Охотский кит. — Японский кит. — Бискайский кит. — Южный кит. — Где встречаются эти киты в настоящее время и попытки охранить их от истребления. — Как охотятся чукчи и эскимосы за гладкими китами. — Охота прежде и теперь. — Особенности биологии гладких китов .............................................................................. 272

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ

Разделка китов на «Алеуте». — Как поднимают китов на палубу современных баз. — Измерения китов. — Начало разделки. — Что делают на разделочных площадках. — Как снимают сало с кита. — Паровые пилы. — Как отрезают голову у кита. — Мясо кита. — Бригадир и его подчиненные. — Как мы взвешивали китов. — Сколько весят разные киты. — Достоинства китового мяса. — Китовое молоко. — Как мы работаем, учимся и отдыхаем ................................................................................................................................................ 292

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

Охота за китами в древности. — Охота за гладкими китами и кашалотами. — Орудия китобойного промысла. — Хищническое истребление гладких китов и кашалотов. — Значение китобойного промысла в экономике разных стран того времени. — Продукты китобойного промысла. — Китобойный промысел эпохи парусного флота. — История китобойного промысла на русском Дальнем Востоке. — Гарпунная пушка. — Новая эра в истреблении китов. — Промысел в северной части Тихого океана ............................................... 310

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

Исследование и промысел в Южном океане. — Русские в Южном океане. — Беллинсгаузен и Лазарев о промысле китов в Антарктике. Открыватели новых земель. — Географическое размещение современного китобойного промысла. — Международная конвенция по регулированию промысла китов. — Современный промысел в морях Антарктики ............................................................................................................................... 338

Заключение ................................................................................................................................................................ 356

Приложение 1. Естественная история китов ...................................................................................................... 359

Приложение 2. Краткая характеристика китообразных .................................................................................. 391

Приложение 3. Таблицы:
Китобойный промысел СССР в водах Дальнего Востока
................................................................................... 401
Китобойный промысел СССР в Антарктике ....................................................................................................... 401
Китобойный промысел в Антарктике в 1904/05 — 1951/52 годах ..................................................................... 402


Hosted by uCoz