Главная | Библиотека | Форум | Гостевая книга |
Попробуем представить себе вечер первобытной семьи. В глубине
пещеры темно, но у входа горит большой костер. Над огнем висит туша дикого кабана,
и вкусно пахнет жареным мясом. Вокруг костра — люди. Мужчины готовят наконечники
для копий из камня, женщины мастерят одежду из высушенных шкур животных. Голые
ребятишки играют с новым другом — щенком уже прирученной собаки. За стенами
пещеры — сырость и холод, а здесь у огня — блаженное тепло. Издали доносится
вой и рычание диких зверей, но сюда они не придут: яркий свет и жар костра пугают
их.
Как будто мирная и уютная получается картинка, правда?
Должно быть, выпадали изредка и такие спокойные вечера, но вся жизнь первобытного
человека вовсе не была мирной.
Страшная, суровая была жизнь, полная лишений и постоянных опасностей.
Очень мало еще человек знал, не успел накопить опыт.
Люди жили среди непонятностей, со страхом и недоверием ко всему присматриваясь.
Владимир Ильич Ленин писал об этом: «Что первобытный человек получал необходимое,
как свободный подарок природы, — это глупая побасенка... Никакого золотого века
позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью
существования, трудностью борьбы с природой»1.
1 В. И. Ленин. Соч., т. V, изд. 5, стр. 103. |
Но люди стремились понять то страшное и таинственное, что их
окружало. Они хотели сделать свою жизнь лучше, упорно учились, и в этом было
их спасение. Учились непрерывно у растений, у воды, у животных, у земли... И
огонь очень многому научил человека.
Случалось людям находить норы различных животных и видеть там запасы пищи на
голодное время года. Стал и человек собирать орехи, съедобные коренья, грибы,
зерна.
Хранила домашние запасы женщина. И, конечно, ей хотелось куда-нибудь ссыпать
орехи или зерно, а не просто свалить в кучу, ведь ее богатство могли разбросать
и растоптать. Вероятно, женщина давно стала заплетать свои волосы в косу, чтобы
они не падали на глаза и не мешали работе. Она могла заметить, что молодые гибкие
ветви деревьев и кустарников тоже можно переплетать друг с другом, как пряди
волос. И какая-то женщина сплела подобие первой корзины из лозы, а подруги стали
подражать ей. В этих плетеных сосудах хорошо сохранялись запасы. Жаль только,
что в них нельзя было наливать воду.
Мы не знаем, кто первый обратил внимание на глину. Может быть, дети стали лепить
себе незамысловатые игрушки из тяжелой вязкой земли, а может быть, охотники,
преследуя зверя, обратили внимание на то, как хорошо тяжелая земля хранит следы,
и подумали, что можно из нее сделать посуду.
Но когда глина стала уже известна людям, женщина однажды обмазала тяжелой землей
свой плетеный сосуд. Может быть, она поставила его ближе к огню, чтобы он просох,
а возможно, он случайно оказался возле костра. Но так или иначе, огонь сделал
свое дело: он сжег прутья, глину же превратил в твердую и звонкую. Женщина,
наверно, засмеялась от радости, когда взяла в руки легкий и крепкий глиняный
сосуд.
Так огонь научил людей первому ремеслу — гончарному. Когда археологи раскапывают
места древних стоянок человека, они часто находят вместе с каменными наконечниками
копий и каменными топорами глиняные черепки. Эти древние осколки посуды очень
красивы. Попадаются с узором — прямыми или волнистыми поясками, вмятинками...
А знаешь, как делались вмятинки? Гончар вдавливал в сырую еще глину какие-нибудь
орешки или круглые семена растений. Они сгорали при обжиге, а ямки на стенах
сосуда оставались.
Появились и первые скульпторы. В Чехословакии недавно раскопали одну древнюю
стоянку. Там нашли очень интересные фигурки животных и даже изображение женщины.
Статуэтки были вылеплены из особой массы. Ученые установили, что скульптор мешал
глину с жиром и с золой, полученной от сожженных костей животных. Готовые изделия
он обжигал на огне; его «печь» тоже нашли. У каждого племени появились свои
особо искусные гончары, иногда и скульпторы.
А оружие все еще изготовляли очень медленным и трудным способом. Били одним
камнем по другому, чтобы придать нужную форму грубому каменному наконечнику
копья, дротику или топору. Долго приходилось бить.
Но огонь и тут пришел на помощь. Вот что рассказывает старая-престарая легенда.
Жил когда-то один молодой охотник, ловкий, быстрый, сильный. Были у него копье
и лук со стрелами, и охотился он почти всегда удачнее своих товарищей. И все
же порой его оружие не причиняло вреда зверю. Добыча ускользала, и охотник оставался
без обеда.
Как-то раз, в холодный день, этот юноша развел большой костер. Пламя было очень
жаркое, потому что охотник приволок упавшие деревья и бросил в костер. Ему не
хотелось сидеть у огня и все время подбрасывать топливо. Он хотел спать, потому
что в этот день долго преследовал зверя, устал и продрог.
Костер пылал, и охотник был доволен. Теперь огонь долго не погаснет, можно отдохнуть.
Он крепко уснул, а когда проснулся, увидел в огне что-то странное. Какой-то
камень раскалился, будто уголь, и вдруг потек. Из него вытекал огненный ручеек,
как вода тонкой струйкой вытекает из-под глыбы льда.
Потом ручеек застыл и превратился в очень тяжелую темную полосу. Она была еще
теплой, когда юноша попробовал рубить и ломать ее, но эта полоса застывшего
огня не поддавалась. А вот под каменным молотком она плющилась, меняла форму.
У юноши дух захватило. Он еще не понимал, что даст людям его открытие, но чувствовал:
открыл он что-то важное.
С этого дня он внимательно рассматривал и пробовал на огне все камни, что ему
встречались. «Тающих» камней оказалось вокруг немало. Юноша плавил их в сильном
жару и наполнял раскаленной массой ямки в земле, а затем понял, что можно и
самому делать углубления по форме каменных молотков, топоров, наконечников для
копий. Оружие получалось такое же, как каменное, но гораздо прочнее и лучше.
Если долго бить по топору, пока он еще не совсем остыл, топор получался таким
острым, каким никогда не удавалось сделать камень.
Не все точно в этой сказке, но самое главное она передает верно: железо в огне
плавится, вот только в костре расплавить его трудно. Для этого нужна специальная
печь, где нагрев гораздо сильнее. Кроме того, по раскопкам ученые установили,
что за каменным веком пришел сначала бронзовый, а потом уже железный. Но, конечно,
сделать первое оружие из металла помог человеку огонь.
Не одним охотникам, но и рыболовам огонь сослужил добрую службу. Прежде рыбу
ловили на деревянную снасть — оказалось, что металлические крючки гораздо лучше.
Но этого мало. Раньше можно было ловить рыбу только с берега, потом с плота.
Но вот человек увидел дерево с выжженной серединой. От ствола осталась только
полая тонкостенная колода со слегка загнутыми краями. И эта колода чудесно держалась
на воде, в ней можно было сидеть и двигаться, она не тонула. А если разгребать
воду руками, колода плыла в нужном направлении.
И люди стали выжигать древесные стволы и делать из них лодки. Можно представить
себе, как счастлив был человек, впервые выплывший на середину широкого озера
или реки. Наверно, он пел — тогда люди пели о том, что они делают и что видят
вокруг. «Я победил реку, — пел он. — Я смелый, я сильный, я двигаюсь по воде».
Есть такой закон: каждое открытие ведет за собой другие. Так было и с огнем.
Многому он научил человека. Люди узнали, что металлы плавятся в огне, что можно
смешивать два металла и получать сплавы. Были придуманы плавильные печи, глиняные
формы для разных отливок, появились умелые литейщики и кузнецы.
Шло время.
Вероятно, женщина, эта мудрая хранительница огня и подательница пищи, — недаром
ее так почитали древние народы! — открыла, что закопанные в землю или просыпанные
зерна прорастают. И люди, убедившись, что зерно, положенное в землю, рождает
новые зерна, начали сажать и сеять. Пришлось подумать, как лучше взрыхлять почву,
— и кузнецы начали ковать не только оружие, но и земледельческие орудия.
О первобытном человеке нам еще придется вспоминать, но все-таки здесь мы прощаемся
с ним и с его «уютной» пещерой. Он уже вышел из лесов и пещер на узенькую, но
верную тропку и по ней доберется понемногу до широкой дороги.
Откуда он пришел |
3 |
Как его приручили | 9 |
Огонь — учитель и друг | 14 |
Огонь — мечта | 19 |
Истопник и повар | 25 |
Чем его кормят | 32 |
Дающий свет | 43 |
Коробок с огнем | 54 |
Огонь — вестник | 63 |
Огонь — бог | 73 |
Огонь — судья и палач | 84 |
Огни радости | 103 |
Огни беды | 113 |
Польза или вред? | 125 |
Огонь и металл | 138 |
Огонь — сила | 146 |
Огонь — путеводитель | 157 |
Огонь и оружие | 174 |
Что же такое огонь? | 184 |
Прощание с читателем | 188 |